Карен Кавалерян. Фальконеръ: ретро-детектив.
Перед нами – третья прозаическая книга известного драматурга и автора песен Карена Кавалеряна.
Ретро-детектив «Фальконеръ» переносит читателя в Москву начала ХХ века, где эмансипированная девушка Анастасия Демидова, репортёр газеты «Новый век», раскрывает зачастую очень опасные тайны... Роман построен на литературной мистификации: герой-рассказчик основывает историю якобы на дневниках Демидовой. Образ получился настолько достоверным, что доверчивый читатель нет-нет да и справится в интернете: не было ли в действительности такой женщины-репортёра?.. Приём работает тем лучше, что окружают очаровательную охотницу за новостями реальные исторические персонажи: вот она становится свидетелем на свадьбе Антона Чехова и Ольги Книппер, вот присутствует на представлениях Гарри Гудини, а вот посещает казино на Лазурном Берегу по заданию Саввы Морозова... Атмосфера дореволюционной России также воссоздана автором во всех деталях: от описания быта до особой манеры речи. Так что каждый читатель найдёт в этом романе что-то своё: кто-то – возможность совершить «путешествие во времени», кто-то – занятные исторические факты, а кто-то – закрученный и динамичный детективный сюжет.
https://lgz.ru/article/-17-6882-03-05-2023/v-stile-retro/?ysclid=lhp9spvrat236835842
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ ПРЕДСТАВИЛИ НОВЫЙ МЮЗИКЛ
Мюзикл «Князь Серебряный» был задуман, сочинен и поставлен по заказу самого театра, уже давно отдавшего приоритет созданию новых – своих! – произведений в этом победительном жанре музыкального театра. Но вот что интересно и обращает внимание: все последние вновь сочиненные мюзиклы посвящены событиям давно прошедших эпох, вплоть до самой седой древности. Чтобы не быть голословными, назовем их: «Цезарь и Клеопатра» (I век до н.э.), «Король Артур» (VII век), «Дочь Монтесумы» (XVI век), «Каприз императрицы» (XVIII век) и, наконец, рецензируемая новинка – «Князь Серебряный», в котором кровавые события происходят в XVI веке, в эпоху и при участии самого царя Ивана Грозного!..
Карен Кавалерян. "ФальконерЪ"
М.: Зебра-Е – 352 с.
Если книга Дорошевой обаятельна своей подлинностью, то этот образчик беллетристики пера заслуженного автора текстов шлягеров девяностых и либретто мюзиклов нулевых, ровно наоборот – вызывает интерес своей абсолютной выделанностью, как резная шкатулка. Перед нами ладная и складная игра в fin-de-siècle à la Russe: конки, швейцары, Высшие женские курсы, отель "Метрополь" и полеты на воздушном шаре. И всё это – с точки зрения курсистки Анастасии Демидовой, волею судеб (и автора) ставшей журналисткой, да не просто журналисткой, а основоположницей жанра "журналистского расследования", выступая под эффектным псевдонимом "Фальконер" - "сокольничий".
Изобретательности профессиональному сочинителю Кавалеряну не занимать, умения искусно сплетать фразы, уместно вставляя в них анахронизмы и приметы эпохи – тоже. Казалось, правда, что пик интереса к искусным ретродетективам безвозвратно пройден – но с этого года всё может сложиться иначе.
Сцена из спектакля. Князь Серебряный (в центре) – Иван Викулов
Фото: Московский театр оперетты
95-летие театр отметил спектаклем на самую актуальную нынче тему – из истории российской. Новый мюзикл поставлен по роману Алексея Толстого «Князь Серебряный», который автор определил как «повесть времён Иоанна Грозного».
«Русский мюзикл» звучит странно, но другое название этому жанру пока ещё не придумали. В Александровскую слободу, в бывшую резиденцию Грозного, была организована экскурсия для артистов, занятых в постановке. Воодушевлённые атмосферой места, они подошли к самой премьере во всеоружии – в прямом и переносном смысле: для поединков им пришлось овладеть искусством боя на мечах. Режиссёр и балетмейстер мюзикла заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов стремился к тому, чтобы сцены схваток выглядели правдоподобно, «чтобы у зрителей захватывало дух». Дух захватывает! И не только от жарких баталий. Перед нами оживают монументальные картины эпохи Ивана Грозного.
Премьера мюзикла «Князь Серебряный» прошла с успехом
Премьера мюзикла «Князь Серебряный» Аркадия Укупника на либретто Карена Кавалеряна состоялась в театре «Московская Оперетта». В год своего 95-летнего юбилея театр показал публике спектакль невероятно масштабный, красочный и многолюдный: живой оркестр, хор, балет, грандиозные декорации, эффектная видеопроекция, богатые костюмы, исторический сюжет, классическая литературная основа — налицо все признаки жанра большого русского мюзикла, который «Московская Оперетта» создала и который приносит театру гарантированный зрительский успех.
Дмитрий Кириллов: 1985-й год. Он принес в нашу советскую страну не только смену политического, но и музыкального строя. С приходом перестройки, ускорения и гласности зазвучали из телевизоров и радиоприемников новые голоса, заиграла новая музыка.
В городах и селах практически из каждого окна звенел инопланетный голос восходящей звезды, исполнявшей красивую песню про какой-то невероятный отель. И было в этой песне что-то иностранно странное, ведь советские гостиницы еще отелями не назывались. В романтический туман всех нас тогда погрузил Карен Кавалерян, написавший на пару с Евгением Хавтаном одну из самых красивых песен в репертуаре Жанны Агузаровой.
Карен Кавалерян. Его поэзия образна, изящна и романтична. Это вам не трафаретная эстрадная подтекстовка, а настоящая лирика, уносящая слушателя сквозь пространство и время в мир авторских грез и несбывшихся надежд.
С жанром ретро-детектива (не путать с историческим детективом, но об этом чуть ниже) происходят интересные эволюции. С одной стороны, в этом жанре пробуют писать даже маститые писатели, но как-то быстро выходят из игры. Потому что есть разница между историческим детективом, в котором движущей силой сюжета становятся какие-то важные исторические события, и ретро-детективом, где важна атмосфера, подробности, мелкие детали давней эпохи. А вот соблюдать эти мелкие жанровые условности не всякий способен. Поэтому так быстро ушел из жанра ретро-детектива Александр Бушков, да и основатели «новой волны» в этом жанре, Борис Акунин и Леонид Юзефович, переключились на другие темы. Именно поэтому любителям жанра стоит обратить внимание на Карена Кавалеряна, у которого только что в издательстве «Зебра Е» вышел первый роман «Фальконеръ»
«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не...
Фото РИА НОВОСТИ
«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не заладились с первого дня. Она считала себя не только суперпевицей, но и крутым автором, что было далеко от истины. Но многочисленные подпевалы с утра до ночи дули ей в уши о величии, присваивали разнообразные титулы типа «королева рок-н-ролла». В итоге она ушла из группы, загубив себе и карьеру, и жизнь», — рассказывает поэт-песенник, автор 1000 песен и 9 мюзиклов Карен Кавалерян.