Карен Кавалерян. Фальконеръ: ретро-детектив.

falkoner bookПеред нами – третья прозаическая книга известного драматурга и автора песен Карена Кавалеряна.

Ретро-детектив «Фальконеръ» переносит читателя в Москву начала ХХ века, где эмансипированная девушка Анастасия Демидова, репортёр газеты «Новый век», раскрывает зачастую очень опасные тайны... Роман построен на литературной мистификации: герой-рассказчик основывает историю якобы на дневниках Демидовой. Образ получился настолько достоверным, что доверчивый читатель нет-нет да и справится в интернете: не было ли в действительности такой женщины-репортёра?.. Приём работает тем лучше, что окружают очаровательную охотницу за новостями реальные исторические персонажи: вот она становится свидетелем на свадьбе Антона Чехова и Ольги Книппер, вот присутствует на представлениях Гарри Гудини, а вот посещает казино на Лазурном Берегу по заданию Саввы Морозова... Атмосфера дореволюционной России также воссоздана автором во всех деталях: от описания быта до особой манеры речи. Так что каждый читатель найдёт в этом романе что-то своё: кто-то – возможность совершить «путешествие во времени», кто-то – занятные исторические факты, а кто-то – закрученный и динамичный детективный сюжет.

https://lgz.ru/article/-17-6882-03-05-2023/v-stile-retro/?ysclid=lhp9spvrat236835842

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ ПРЕДСТАВИЛИ НОВЫЙ МЮЗИКЛ

Князь СеребряныйМюзикл «Князь Серебряный» был задуман, сочинен и поставлен по заказу самого театра, уже давно отдавшего приоритет созданию новых – своих! – произведений в этом победительном жанре музыкального театра. Но вот что интересно и обращает внимание: все последние вновь сочиненные мюзиклы посвящены событиям давно прошедших эпох, вплоть до самой седой древности. Чтобы не быть голословными, назовем их: «Цезарь и Клеопатра» (I век до н.э.), «Король Артур» (VII век), «Дочь Монтесумы» (XVI век), «Каприз императрицы» (XVIII век) и, наконец, рецензируемая новинка – «Князь Серебряный», в котором кровавые события происходят в XVI веке, в эпоху и при участии самого царя Ивана Грозного!..

Карен Кавалерян. "ФальконерЪ"

М.: Зебра-Е – 352 с. 

Если книга Дорошевой обаятельна своей подлинностью, то этот образчик беллетристики пера заслуженного автора текстов шлягеров девяностых и либретто мюзиклов нулевых, ровно наоборот – вызывает интерес своей абсолютной выделанностью, как резная шкатулка. Перед нами ладная и складная игра в fin-de-siècle à la Russe: конки, швейцары, Высшие женские курсы, отель "Метрополь" и полеты на воздушном шаре. И всё это – с точки зрения курсистки Анастасии Демидовой, волею судеб (и автора) ставшей журналисткой, да не просто журналисткой, а основоположницей жанра "журналистского расследования", выступая под эффектным псевдонимом "Фальконер" - "сокольничий". 

Изобретательности профессиональному сочинителю Кавалеряну не занимать, умения искусно сплетать фразы, уместно вставляя в них анахронизмы и приметы эпохи – тоже. Казалось, правда, что пик интереса к искусным ретродетективам безвозвратно пройден – но с этого года всё может сложиться иначе.

https://godliteratury.ru/articles/2023/01/27/broneparohody-mona-liza-i-bogomater-nilskaia-vybor-shef-redaktora?ysclid=ldg2815cn3280709805

 

Сцена из спектакля. Князь Серебряный (в центре) – Иван Викулов

Фото: Московский театр оперетты

95-летие театр отметил спектаклем на самую актуальную нынче тему – из истории российской. Новый мюзикл поставлен по роману Алексея Толстого «Князь Серебряный», который автор определил как «повесть времён Иоанна Грозного».

lg 1

«Русский мюзикл» звучит странно, но другое название этому жанру пока ещё не придумали. В Александровскую слободу, в бывшую резиденцию Грозного, была организована экскурсия для артистов, занятых в постановке. Воодушевлённые атмосферой места, они подошли к самой премьере во всеоружии – в прямом и переносном смысле: для поединков им пришлось овладеть искусством боя на мечах. Режиссёр и балетмейстер мюзикла заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов стремился к тому, чтобы сцены схваток выглядели правдоподобно, «чтобы у зрителей захватывало дух». Дух захватывает! И не только от жарких баталий. Перед нами оживают монументальные картины эпохи Ивана Грозного.

Премьера мюзикла «Князь Серебряный» прошла с успехом

mk 1

Премьера мюзикла «Князь Серебряный» Аркадия Укупника на либретто Карена Кавалеряна состоялась в театре «Московская Оперетта». В год своего 95-летнего юбилея театр показал публике спектакль невероятно масштабный, красочный и многолюдный: живой оркестр, хор, балет, грандиозные декорации, эффектная видеопроекция, богатые костюмы, исторический сюжет, классическая литературная основа — налицо все признаки жанра большого русского мюзикла, который «Московская Оперетта» создала и который приносит театру гарантированный зрительский успех.

Карен Кавалерян
поэт, драматург.

ВИДЕО на канале ОТР

Дмитрий Кириллов: 1985-й год. Он принес в нашу советскую страну не только смену политического, но и музыкального строя. С приходом перестройки, ускорения и гласности зазвучали из телевизоров и радиоприемников новые голоса, заиграла новая музыка.

В городах и селах практически из каждого окна звенел инопланетный голос восходящей звезды, исполнявшей красивую песню про какой-то невероятный отель. И было в этой песне что-то иностранно странное, ведь советские гостиницы еще отелями не назывались. В романтический туман всех нас тогда погрузил Карен Кавалерян, написавший на пару с Евгением Хавтаном одну из самых красивых песен в репертуаре Жанны Агузаровой.

Карен Кавалерян. Его поэзия образна, изящна и романтична. Это вам не трафаретная эстрадная подтекстовка, а настоящая лирика, уносящая слушателя сквозь пространство и время в мир авторских грез и несбывшихся надежд.

С жанром ретро-детектива (не путать с историческим детективом, но об этом чуть ниже) происходят интересные эволюции. С одной стороны, в этом жанре пробуют писать даже маститые писатели, но как-то быстро выходят из игры. Потому что есть разница между историческим детективом, в котором движущей силой сюжета становятся какие-то важные исторические события, и ретро-детективом, где важна атмосфера, подробности, мелкие детали давней эпохи. А вот соблюдать эти мелкие жанровые условности не всякий способен. Поэтому так быстро ушел из жанра ретро-детектива Александр Бушков, да и основатели «новой волны» в этом жанре, Борис Акунин и Леонид Юзефович, переключились на другие темы. Именно поэтому любителям жанра стоит обратить внимание на Карена Кавалеряна, у которого только что в издательстве «Зебра Е» вышел первый роман «Фальконеръ»

Поэт, драматург и беллетрист Карен Кавалерян предпочитает называть себя просто автором. За почти 40 лет творческой жизни количество написанных им песен для российских рок- и поп-звезд перевалило за тысячу, спектакли по его либретто и пьесам поставлены в трех десятках российских и зарубежных театров, а за время пандемии он исполнил свою давнюю мечту и наконец издал мемуары, а также роман «Легенды отеля «Метрополь».

«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не...

Жанна Агузарова и Евгений ХавтанФото РИА НОВОСТИ

«Агузарова называла себя маленькой рыжей белкой. Почему — я не спрашивал. Отношения между нами не заладились с первого дня. Она считала себя не только суперпевицей, но и крутым автором, что было далеко от истины. Но многочисленные подпевалы с утра до ночи дули ей в уши о величии, присваивали разнообразные титулы типа «королева рок-н-ролла». В итоге она ушла из группы, загубив себе и карьеру, и жизнь», — рассказывает поэт-песенник, автор 1000 песен и 9 мюзиклов Карен Кавалерян.

Брюсов, Северянин, Черубина де Габриак и дичайшие Крученыхи

гостиница «метрополь», крымская война, савва мамонтов, ханжонков, шаляпин, чехов, михаил булгаков, черубина де габриак, северянин, брюсов, пушкин, модерн, футуризм, авангард, купринЭто не просто гостиница – это целый мир. Иллюстрация из альбома «Московские виды: На память от «Метрополя». – М.: Типография Т-ва скоропечатни А.А. Левенсон, 1905

Романъ-сериалъ в 14 эпизодахъ с прологомъ по мотивамъ воспоминанiй Арсенiя Фортунатова, служившаго в этой замѣчательной гостиницѣ в эпоху великихъ людей и великих потрясенiй, есть род литературной мистификации. Сообщается, что рукопись якобы попала в руки автору-«публикатору» от соседа, швейцара знаменитой гостиницы «Метрополь». «Сосед… хотел использовать эти мемуары в качестве материала для своего романа-эпопеи эпохи модерна…» Швейцар, сочиняющий роман, – это уж, как хотите, чистая булгаковщина, посему складывается ощущение, что автор играет с читателем в занятную игру.